Название: UEF – Теоретический анализ и концепция исследования. (9 ECTS)
Распределение: 48 часов лекций
Студенты выбирают 2 предмета из 3х предложенных ниже:
• Название: Психология развития и обучения (UEF 0)
Преподаватели: Michel Deleau, Mahamed Bernoussi
Распределение: 24 часа общей нагрузки
Описание: Понятие развития и его применение в Психологии :
Помимо основоположников, как ставится вопрос развития сегодня
А) С точки зрения моделей: общее или локальное, модуляторы, конструируется или приобретается, одновариантное или многовариантное, вне- или внутриличностное.
Б) С точки зрения методов: какие виды сопоставлений для каких моделей?
Две следующих темы будут представлены
Вклад современных ученых споров относительно «теорий сознания» и его развития в детстве. (М.Deleau и G.Le Maner Indrissi) (Рен: 12 часов)
Мы приступим к рассмотрению вопроса о моделях, начиная с вопроса о роли языка и социального взаимодействия. Придем к собственной позиции путем нахождения сходств и различий (между случаями, между нормальным развитием и нарушенным…).
Развитие понятия числа у детей. (B. Bernoussi и C. Charron) (Nantes: 12 часов)
Задачей данного курса является рассмотрение генезиса и развития числа. Большинство аспектов будут относительны, особенно конструирование числа у детей, лингвистические аспекты числа и проблемы арифметики. Помимо нормального функционирования (модели познания и развития), важную роль будет отведена нейропсихологическому подходу.
• Название: Социальная психология
Преподаватели: Alain Somat et Nicolas Roussian
Распределение: 24 часа лекций
Описание:
Психосоциальный подход к объяснительной модели. (Alain Somat, Рен: 12 часов)
Центральная идея данного курса заключается в том, что помимо объектов и феноменов, которые захватывает социальная психология, она несет отпечаток особой объяснительной модели. Так же, еще больше, чем психосоциальных феноменов (как влияние, внутригрупповые отношения), существовало психосоциальных теорий. Объяснительная теория в социальной психологии отвечает одновременно на вопрос об индивидуальном и коллективном (каком-либо) функционировании. Она заинтересована в том, чтобы использовать психологические аспекты как аспекты социальные. Цикл лекций на тему психологических феноменов строится на основе Doise (1982, текст Doise&Mugny), пишущего в том же теоретическом контексте.
Цель данного курса:
1/ Освоить подход, который Московичи называл «психосоциальным взглядом», это особый взгляд на психологические феномены, которым обладают, согласно Московичи , социальные психологи.
2/ Привести каждого студента к тому, чтобы он задумался над собственным проектом исследования, рассмотрев его с разных углов зрения, и проанализировал начиная с точки зрения субъективной объяснительной модели и вплоть до идеологического объяснение психологических феноменов.
Конструирование научных моделей в психологии (Nicolas Raussiau & Yves Py, Nantes : 12 часов)
Данный курс представит конструирование научных моделей в психологии. Более точно, они будут представлены в сравнительной перспективе теорий парадигмальных, феноменологических, оперативных. Теории социальных репрезентаций мы будем сопровождать иллюстрациями этих сравнений. Анализ будет произведен поперечным способом, на основе вопросов к описанию, объяснению, предположению, а также на основе внутренних и внешних утверждений, принадлежащих каждой теоретической концепции.
• Название: Когнитивная психология: основной подход и отличия
Преподаватели: Jacques Juhel (Rennes) et Yves Corson (Nantes)
Распределение: 24 часа лекций
Описание:
Неизменность и вариабельность когнитивного функционирования (Cristophe Quaireau, Eric Jamet, Jacques Juhel, Рен: 12 часов)
Скрытая память и скрытое научение – Когнитивные подходы к пониманию документального комплекса – Вариабельность в познавательном функционировании: изучение индивидуальных особенностей качественными методами позволяет проверить валидность основных законов, так как они будут проиллюстрированы некоторыми работами в области памяти и вербального понимания.
Общий подход (M.C.Manes Galio et F.Robin. Nantes: 12 часов)
Задачей будет обсудить основные модели понимания и сформулировать результаты дискуссии. Две перспективы, принимаемые в расчет, касаются: 1.Роли схематизации знаний и 2.Серьезных затруднений в функционировании родной речи в связи с пониманием и созданием смысла.
Название: С оциальные и технологические за просы: прикладные исседования (7 ECTS)
Распределение: 36 часов лекций
Студенты выбирают 2 курса из четырех предложенных ниже:
• Название: Эргономическая п сихология (UES 1 a)
Преподаватели: Eric Jamet и Jean Michel Hoc
Распределение: 18 часов лекций
Описание: Курс направлен на работу над исследованием в области эргономической психологии, реализуется совместно с информатикой и автоматикой. Что касается информатики, речь идет о символических границах человека-машины (именно в языке) и ощущениях (особенно в области виртуальных отношений и вождения автомобиля). В области автоматики - об управлении изменяющимися ситуациями (контроль индустриального процесса, вождения автомобиля, управления самолетом или судном), которые предполагают проблемы адаптации (неопределенность ситуации), когнитивного контроля (символического и субсимволического ), управлени я рисками (несчастные случаи, человеческая надежность) и взаимодействи я человека-машины (с машинами все более и более автоматизированными).
1. Эргономика и информатика: мультимодальные границы между чаловеком и машиной.
- Символические границы: Речевая коммуникация (E.Jamet , Рен: 6 часов )
- Границы ощущений: Визуальная, перцептивная и телесная коммуникация. (I.Milleville, Nantes: 3 часа)
2. Эргономик а и автоматика: управление в динамично изменяющейся ситуации (J.M.Hoc: Nantes: 9 часов)
- Взаимосвязь модальностей когнитивного контроля процесса адаптации.
- Управление рисками и господство над ситуацией.
- Сотрудничество человека-машины
• Название: П сихосоциальная инженерия (UES 1 b)
Преподаватели: Коллектив Социальных психологов (Рен)
Распределение: 18 часов лекций
Описание: Данный курс будет иметь целью показать специфику модели исследования и развития, которая располагает на сегодняшний день достаточной теоретической базой: Психосоциальная инженерия (Guingou&LePoltier, 1995; Py, Somat et Baillle, 1998, Py et Somat). После иллюстрированного изложения данной модели, будут представлены несколько примеров и отобраны в пяти контрастных профессиональных контекстах, которые были изучены с помощью особых ответов на конкретную проблематику. Пять профессиональных контекстов – это:
Область общественного здравоохранения, общего и индивидуального
Сфера юстиции
Предприятия и администрация
Служба безопасности движения и социальная приемлемость (проект ARCOS)
Окружающая среда и землевладение
• Название: П сихология образования (UES 1 c)
Преподаватели: Philippe Guimard, Agnes Florin
Распределение: 18 часов лекций
Описание: Практика образования или обучения регулярно сталкивается с воспитательными или педагогическими проблемами, которые в равной мене интересуют фундаментальные исследования (проблемы школьного обучения, например).
Целью данного курса является показать, каким образом сотрудничество между практиками и исследователями может помочь определить цель исследования, оригинальную методику и адаптацию ответов, отвечающую интересам каждой стороны. Примеры уже состоявшихся исследований или находящихся в процессе реализации проиллюстрируют данный курс. Задачи экспертизы будут также представлены.
• Название: Нейропсихология и здоровье (UEF 1 d)
Преподаватели: Alain Cercle, Florence Terrade, Labecd
Распределение: 18 часов лекций
Описание:
Психология здоровья (A .Cercle, F.Terrade Рен: 6 часов)
Когнитивный и психосоциальный подход к критерия м здоровья, контрол ю опасностей и регуляции защиты общества от факторов, угрожающих здоровью (стресс, употребление психоактивных веществ, (следование порядку)).
Психология и Здоровье : концепции, модели, методы (A.Bonnaud, Nantes: 6 часов)
Данный курс направлен на то, чтобы позволить студентам стать теоретически и методологически компетентными в вопросе психологии здоровья для того, чтобы они могли задумать и реализовать сбор информации и исследование проблем здоровья и болезни. Теоретические части: концепции и цели и задачи, объяснительная и интегративная модель здоровья в психологии здоровья, подход к некоторым патологиям (раковой, сердечно-сосудистой, ревматоидному полиартриту); методология исследования. Обработка и представление одного протокола исследования студентам.
Введение в нейропсихологию (S.Belliard, Rennes: 3 часа )
Нейропсихология (L.Jagot , Natnes: 3 часа)
Данный курс направлен на то, чтобы подчеркнуть взаимодополняемость нейропсихологического и психологического подходов в вопросе разработки связанных моделей функционирования познания. В свете какой-либо работы, классической или более современной, мы обсудим все особенности политики случаев объединения, (частых привилегий нейропсихологии). Будут также затронуты проблемы специфики изучения групп.
Название: UES 2 – Ситуация исследования и анализ данных (8 ECTS)
Распределение: 40 часов лекций
Студент выбирает 3 курса из 4х предложенных ниже (+2 семинара по 2 часа каждый в (сопровождающей) лаборатории):
• Название: Изучение изменений (UES 2 a)
Преподаватели: Agnes Florin и Philippe Guimard
Распределение: 18 часов общей нагрузки
Описание: Исходя из примеров исследований в области развития и образования, мы представим различные проблемные моменты изучения изменений в долгосрочных планах: изучение протяженного процесса школьного обучения, предсказание уровня компетенции, многоуровневый анализ, последствия того или иного устройства обучения .
• Название: Изучение процесса дифференциации
Преподаватели : J.Juhel , T.Marivain, G.Brunot и F.Bariaud
Распределение: 18 часов лекций
Описание :
А) Понятие системы как основной схемы изучения изменчивости и процесса психологической дифференциации (J.Juhel, 6 часов) – Разработка стратегии исследования стремящейся к интеграции системных представлений, функций и изменений в изучении психологии бытия человека.
Б) Структурные модели в изучении внутриличностных изменений (T.Marvain, 3 часа) – Введение в тему структурных моделей и иллюстрация их целесообразности в изучении отношений между содержащимися переменными в формате системы.
В) Методы анализа внутриличностной изменчивости: примеры из области изучения настроения и характера (G.Rouxel, 3 часа) – Иллюстрация различных методов анализа внутриличностных изменений, которые могут быть полезны в психологии для исследования настроения и характера.
Г) Оценка себя и индивидуальных отличий: с целью некоторых объяснительных механизмов (S . Brunot, 3 часа). Наблюдение за собой и обсуждени е мотивационных и когнитивных механизмов различных поддающихся выделению реакций индивидуума: аффективных, когнитивных, поведенческих, с сильной и слабой оценкой себя.
Д) Интра- и интериндивидуальная изменчивость в развитии психологии юношества. (F .Bariaud, 3 часа) – Презентация лонгитюдного исследования, использованного для первых структурных моделей и для других моделей нелинейного изменения в изучении формировании идентичности в юношеском возрасте.
• Название: Мозг, познание, поведение (UES 2 c)
Преподаватели : J. E.Gombert, H.Cousillas и V.Dardier
Распределение: 18 часов лекций
Описание: Иллюстрированный в сфере коммуникации и языка курс будет направлен на нейроанатомические и нейрофункциональные корреляты нормального и патологического поведения. У человека будут выявлены, с одной стороны, феномены приспособления и восстановления (иллюстрированные случаем глухоты после слуховой имплантации), с другой стороны, поведенческие последствия нарушений и инструментального дефицита.
Что касается исследования познавательной способности у животных, темы относятся главным образом к изучению нормального развития и необходимого объема познавательных способностей для вокальной коммуникации участвующей в социальном взаимодействии скворца. Будут обсуждаться свойства и нейрофизиология восприятия и способность пения.
• Название: Анализ социальных контекстов (UES 2 d)
Преподаватели: J. - P.Courtial и G.Fleury - Bahi
Распределение: 18 часов лекций
Описание : Будут изложены два аспекта, связанные с социальным контекстом.
1/ место и функции социальной переменной в обработке информации: опросы, полевые эксперименты, анализ дискурса, мультивариативный анализ.
2/ Анализ социокультурной динамики (с участием программ: …) в контексте а/научного исследования, б/ (больничного ухода)
Анализ социального контекста относительно неблагоприятных факторов будет представлен: анализом особых медицинских ситуаций (роды, материнские затруднения, перевоспитание, санитарные, дебрифинг, и тд.: анализ группы больных в Интернете.
Название: Блок дисциплин по выбору (действующий для настоящего времени, обязательное участие) (4 ECTS )
Распределение: 12 часов лекций
Студенты выбирают 1 курс из 2х предложенных ниже:
• Название: Этология (UES 3 a)
Преподаватели: M.Hausberger, M.A.Richard и L.Henry
Распределение: 12 часов лекций
Описание: Представление области изучения и методов Этологии. Анализ этологии социального поведения и индивидуальных представлений.
Данный курс будет проходить в течении двух дней на биостанции Paimpont .
Студенты должны оплатить проживание и питание (по тарифу CROUS).
• Название : Нейропедиатрия и детская психиатрия (UES 3 b)
Преподаватели: Resp: S.Nguyen и Y.Halimi
Распределение: 12 часов лекций
Описание: История и принципы клинических случаев в детской психиатрии; основные синдромы в нейропедиатрии (задержка умственного развития, эпилепсия, опухоли...). Психопатология речи, общения и обучения, результаты и стратегии лечения. Трудности процесса обучения (расстройство речи, ди с лексия). Представление одного клинического случая и дискуссия.
Студенты, выбравшие один из 2х модулей могут выбрать другой в друг их ма гистратурах специализации или профессии, которая имеет отношение к тематике их исследования.
Инструменты исследования (курс действителен на настоящий момент, участие обязательно)
12 часов лекций, Рен
Название: И нструменты исследования автоматизированных первоисточников, использование автоматизированных инструментов: «ящик инструментов юного исследователя»
Преподаватели: ( С.Quaireau , E. Jamet, G.Le Maner – idrissi, Y. Noel (Rennes))
Распределение: 12 часов лекций, Рен
Описание : Научная документация: инструменты поиска документов ( psyclit и некоторые другие )
Инструменты научной коммуникации: публикации и представление, устная коммуникация (power point), научное досье.
Аналитическая работа с данными: рассмотрение проблематики и инструментов статистической обработки данных.