МАГИСТРАТУРА. 2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Гуманитарные и социальные науки

Специализация Исследования
Познание и Коммуникация
2006-2007 год обучения
(взаимное обучение с М агистратурой 2го года по Психологии, исследовательской специальности «Психология, Познание, Коммуникация» университета Нанта).
Универитет Рен-2 . Верхняя Бретань.
Ректор Henri Le Moal
CS24307-35043

 

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Цель:

Цель исследовательской специализации «Познание и Коммуникация» - подтвердить образовательную теорию, методологию и практику (изучения) в психологии познания. С точки зрения содержания, речь идет об изучении функций, которые лежат в основе познания: восприятие, память, мышление, речь, общение, и т.д. Это подход, который является частью такого научного психологического знания, которое опирается на наблюдение за поведением, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотетическую модель ментальной активности.

Область компетенции:

Ожидаемыми компетенциями к концу образования являются исследования в психологической науке в качестве части диссертационной работы, независимо от ее сферы или предмета исследования. Они должны быть методологическими, но прикладными, хорошо понятными, в контексте той или иной теории данной дисциплины.

Они должны отвечать следующим четырем пунктам:

- Быть способными изложить и обработать систематически собранные данные.

-Быть способными выявить проблематику, касающуюся предмета исследования релевантную состоянию теоретических знаний относительно этого предмета.

- Быть способными задумать научное исследование, принимая в расчет потребности прикладной сферы.

- Быть способными принимать в расчет контекст сопровождающей школы.

 

Кроме того, данное обучение психологии должно учитывать связь данной дисциплины с областями, с которыми она сотрудничает (особенно с науками о нервной системе и инженерными науками).

Область исследований:

Данная специализация исследований имеет профессиональной целью обучать исследователей-специалистов в области психологии познания, подготовленных к разработке их темы диссертации на следующих ступенях обучения, или в публичных организациях, или в самостоятельном исследовании.

Данное обучение может также предоставить уже практикующим студентам профессиональную деятельность и работу в социальной области, в сфере воспитания или в медицинских учреждениях, ради повышения их профессиональной квалификации и способствования развитию потенциала исследований в различных областях внедрения психологов.

Профессиональные места в публичных и частных организациях предполагают должности:

-преподавателя-исследователя 16 разряд CNU или эквивалентного иностранного;

-исследователя (CNRS, INSERM и т.д.) или психолога, занимающегося изучением и развитием (или эквивалентная иностранная должность);

- доктора-инженера, занимающегося исследованием и проектированием в различных социально-экономических структурах.

Возможные области профессионального приложения:

-на предприятии, в итоговом центре, в образовательных организациях (Н R , образование для взрослых, профессиональная консультация, эргономика, и тд);

- в сфере развития: общего, специального;

- в области здравоохранения (коррекция познавательных функций у детей, у пожилых людей и умственноотсталых; разработка оборудования для психофармакологии и нейропсихологии, и тд);

- в области эргономики (и психологии труда).

 

2. ПРАВИЛА И КРИТЕРИИ ПРИЕМА

Критерии приема:

Нет никакой возможности напрямую попасть в Магистратуру 2: всем необходимо пройти отбор.

Могут выдвинуть свою кандидатуру в Магистратуру 2:

•  Студенты, ранее получившие диплом Магистратуры 1 по психологии или имеющие звание магистра психологии. Кандидаты экзаменуются приемной комиссией.

•  Кандидаты, желающие утвердить их личный, профессиональный, академический опыт. Кандидаты экзаменуются приемной комиссией.

Правила приема:

30 студентов Рена (возможность или право продолжать обучение)

Способ отбора кандидатов:

Студенты должны иметь непрерывное и утвержденное обучение по экспериментальному оборудованию и статистике на первом году Магистратуры по Психологии. Отбор документов на Ученом Совете специалистов Исследования «Познания и Коммуникации» включает проект исследования. Кандидаты из числа студентов, переходящих с других дисциплин, будут экзаменованы У ч е ным Советом по специальности.

 

3. ДИСЦИПЛИНЫ

В связи с взаимообучением, одна из частей образования зависит от университета Nantes (смотрите подробности с двойным подчеркиванием в скобках на заголовке описания каждой части обучения)

3.1- Семестр 3 (30 ECTS)

3.1.1 – Фундаментальные дисциплины

Название: UEF – Теоретический анализ и концепция исследования. (9 ECTS)

Распределение: 48 часов лекций

Студенты выбирают 2 предмета из 3х предложенных ниже:

• Название: Психология развития и обучения (UEF 0)

Преподаватели: Michel Deleau, Mahamed Bernoussi

Распределение: 24 часа общей нагрузки

Описание: Понятие развития и его применение в Психологии :

Помимо основоположников, как ставится вопрос развития сегодня

А) С точки зрения моделей: общее или локальное, модуляторы, конструируется или приобретается, одновариантное или многовариантное, вне- или внутриличностное.

Б) С точки зрения методов: какие виды сопоставлений для каких моделей?

Две следующих темы будут представлены

Вклад современных ученых споров относительно «теорий сознания» и его развития в детстве. (М.Deleau и G.Le Maner Indrissi) (Рен: 12 часов)

Мы приступим к рассмотрению вопроса о моделях, начиная с вопроса о роли языка и социального взаимодействия. Придем к собственной позиции путем нахождения сходств и различий (между случаями, между нормальным развитием и нарушенным…).

Развитие понятия числа у детей. (B. Bernoussi и C. Charron) (Nantes: 12 часов)

Задачей данного курса является рассмотрение генезиса и развития числа. Большинство аспектов будут относительны, особенно конструирование числа у детей, лингвистические аспекты числа и проблемы арифметики. Помимо нормального функционирования (модели познания и развития), важную роль будет отведена нейропсихологическому подходу.

• Название: Социальная психология

Преподаватели: Alain Somat et Nicolas Roussian

Распределение: 24 часа лекций

Описание:

Психосоциальный подход к объяснительной модели. (Alain Somat, Рен: 12 часов)

Центральная идея данного курса заключается в том, что помимо объектов и феноменов, которые захватывает социальная психология, она несет отпечаток особой объяснительной модели. Так же, еще больше, чем психосоциальных феноменов (как влияние, внутригрупповые отношения), существовало психосоциальных теорий. Объяснительная теория в социальной психологии отвечает одновременно на вопрос об индивидуальном и коллективном (каком-либо) функционировании. Она заинтересована в том, чтобы использовать психологические аспекты как аспекты социальные. Цикл лекций на тему психологических феноменов строится на основе Doise (1982, текст Doise&Mugny), пишущего в том же теоретическом контексте.

Цель данного курса:

1/ Освоить подход, который Московичи называл «психосоциальным взглядом», это особый взгляд на психологические феномены, которым обладают, согласно Московичи , социальные психологи.

2/ Привести каждого студента к тому, чтобы он задумался над собственным проектом исследования, рассмотрев его с разных углов зрения, и проанализировал начиная с точки зрения субъективной объяснительной модели и вплоть до идеологического объяснение психологических феноменов.

Конструирование научных моделей в психологии (Nicolas Raussiau & Yves Py, Nantes : 12 часов)

Данный курс представит конструирование научных моделей в психологии. Более точно, они будут представлены в сравнительной перспективе теорий парадигмальных, феноменологических, оперативных. Теории социальных репрезентаций мы будем сопровождать иллюстрациями этих сравнений. Анализ будет произведен поперечным способом, на основе вопросов к описанию, объяснению, предположению, а также на основе внутренних и внешних утверждений, принадлежащих каждой теоретической концепции.

• Название: Когнитивная психология: основной подход и отличия

Преподаватели: Jacques Juhel (Rennes) et Yves Corson (Nantes)

Распределение: 24 часа лекций

Описание:

Неизменность и вариабельность когнитивного функционирования (Cristophe Quaireau, Eric Jamet, Jacques Juhel, Рен: 12 часов)

Скрытая память и скрытое научение – Когнитивные подходы к пониманию документального комплекса – Вариабельность в познавательном функционировании: изучение индивидуальных особенностей качественными методами позволяет проверить валидность основных законов, так как они будут проиллюстрированы некоторыми работами в области памяти и вербального понимания.

Общий подход (M.C.Manes Galio et F.Robin. Nantes: 12 часов)

Задачей будет обсудить основные модели понимания и сформулировать результаты дискуссии. Две перспективы, принимаемые в расчет, касаются: 1.Роли схематизации знаний и 2.Серьезных затруднений в функционировании родной речи в связи с пониманием и созданием смысла.

3.1.2. Исследовательская специализация.

Название: С оциальные и технологические за просы: прикладные исседования (7 ECTS)

Распределение: 36 часов лекций

Студенты выбирают 2 курса из четырех предложенных ниже:

• Название: Эргономическая п сихология (UES 1 a)

Преподаватели: Eric Jamet и Jean Michel Hoc

Распределение: 18 часов лекций

Описание: Курс направлен на работу над исследованием в области эргономической психологии, реализуется совместно с информатикой и автоматикой. Что касается информатики, речь идет о символических границах человека-машины (именно в языке) и ощущениях (особенно в области виртуальных отношений и вождения автомобиля). В области автоматики - об управлении изменяющимися ситуациями (контроль индустриального процесса, вождения автомобиля, управления самолетом или судном), которые предполагают проблемы адаптации (неопределенность ситуации), когнитивного контроля (символического и субсимволического ), управлени я рисками (несчастные случаи, человеческая надежность) и взаимодействи я человека-машины (с машинами все более и более автоматизированными).

1. Эргономика и информатика: мультимодальные границы между чаловеком и машиной.

- Символические границы: Речевая коммуникация (E.Jamet , Рен: 6 часов )

- Границы ощущений: Визуальная, перцептивная и телесная коммуникация. (I.Milleville, Nantes: 3 часа)

2. Эргономик а и автоматика: управление в динамично изменяющейся ситуации (J.M.Hoc: Nantes: 9 часов)

- Взаимосвязь модальностей когнитивного контроля процесса адаптации.

- Управление рисками и господство над ситуацией.

- Сотрудничество человека-машины

• Название: П сихосоциальная инженерия (UES 1 b)

Преподаватели: Коллектив Социальных психологов (Рен)

Распределение: 18 часов лекций

Описание: Данный курс будет иметь целью показать специфику модели исследования и развития, которая располагает на сегодняшний день достаточной теоретической базой: Психосоциальная инженерия (Guingou&LePoltier, 1995; Py, Somat et Baillle, 1998, Py et Somat). После иллюстрированного изложения данной модели, будут представлены несколько примеров и отобраны в пяти контрастных профессиональных контекстах, которые были изучены с помощью особых ответов на конкретную проблематику. Пять профессиональных контекстов – это:

Область общественного здравоохранения, общего и индивидуального

Сфера юстиции

Предприятия и администрация

Служба безопасности движения и социальная приемлемость (проект ARCOS)

Окружающая среда и землевладение

• Название: П сихология образования (UES 1 c)

Преподаватели: Philippe Guimard, Agnes Florin

Распределение: 18 часов лекций

Описание: Практика образования или обучения регулярно сталкивается с воспитательными или педагогическими проблемами, которые в равной мене интересуют фундаментальные исследования (проблемы школьного обучения, например).

Целью данного курса является показать, каким образом сотрудничество между практиками и исследователями может помочь определить цель исследования, оригинальную методику и адаптацию ответов, отвечающую интересам каждой стороны. Примеры уже состоявшихся исследований или находящихся в процессе реализации проиллюстрируют данный курс. Задачи экспертизы будут также представлены.

• Название: Нейропсихология и здоровье (UEF 1 d)

Преподаватели: Alain Cercle, Florence Terrade, Labecd

Распределение: 18 часов лекций

Описание:

Психология здоровья (A .Cercle, F.Terrade Рен: 6 часов)

Когнитивный и психосоциальный подход к критерия м здоровья, контрол ю опасностей и регуляции защиты общества от факторов, угрожающих здоровью (стресс, употребление психоактивных веществ, (следование порядку)).

Психология и Здоровье : концепции, модели, методы (A.Bonnaud, Nantes: 6 часов)

Данный курс направлен на то, чтобы позволить студентам стать теоретически и методологически компетентными в вопросе психологии здоровья для того, чтобы они могли задумать и реализовать сбор информации и исследование проблем здоровья и болезни. Теоретические части: концепции и цели и задачи, объяснительная и интегративная модель здоровья в психологии здоровья, подход к некоторым патологиям (раковой, сердечно-сосудистой, ревматоидному полиартриту); методология исследования. Обработка и представление одного протокола исследования студентам.

Введение в нейропсихологию (S.Belliard, Rennes: 3 часа )

Нейропсихология (L.Jagot , Natnes: 3 часа)

Данный курс направлен на то, чтобы подчеркнуть взаимодополняемость нейропсихологического и психологического подходов в вопросе разработки связанных моделей функционирования познания. В свете какой-либо работы, классической или более современной, мы обсудим все особенности политики случаев объединения, (частых привилегий нейропсихологии). Будут также затронуты проблемы специфики изучения групп.

Название: UES 2 – Ситуация исследования и анализ данных (8 ECTS)

Распределение: 40 часов лекций

Студент выбирает 3 курса из 4х предложенных ниже (+2 семинара по 2 часа каждый в (сопровождающей) лаборатории):

• Название: Изучение изменений (UES 2 a)

Преподаватели: Agnes Florin и Philippe Guimard

Распределение: 18 часов общей нагрузки

Описание: Исходя из примеров исследований в области развития и образования, мы представим различные проблемные моменты изучения изменений в долгосрочных планах: изучение протяженного процесса школьного обучения, предсказание уровня компетенции, многоуровневый анализ, последствия того или иного устройства обучения .

Название: Изучение процесса дифференциации

Преподаватели : J.Juhel , T.Marivain, G.Brunot и F.Bariaud

Распределение: 18 часов лекций

Описание :

А) Понятие системы как основной схемы изучения изменчивости и процесса психологической дифференциации (J.Juhel, 6 часов) – Разработка стратегии исследования стремящейся к интеграции системных представлений, функций и изменений в изучении психологии бытия человека.

Б) Структурные модели в изучении внутриличностных изменений (T.Marvain, 3 часа) – Введение в тему структурных моделей и иллюстрация их целесообразности в изучении отношений между содержащимися переменными в формате системы.

В) Методы анализа внутриличностной изменчивости: примеры из области изучения настроения и характера (G.Rouxel, 3 часа) – Иллюстрация различных методов анализа внутриличностных изменений, которые могут быть полезны в психологии для исследования настроения и характера.

Г) Оценка себя и индивидуальных отличий: с целью некоторых объяснительных механизмов (S . Brunot, 3 часа). Наблюдение за собой и обсуждени е мотивационных и когнитивных механизмов различных поддающихся выделению реакций индивидуума: аффективных, когнитивных, поведенческих, с сильной и слабой оценкой себя.

Д) Интра- и интериндивидуальная изменчивость в развитии психологии юношества. (F .Bariaud, 3 часа) – Презентация лонгитюдного исследования, использованного для первых структурных моделей и для других моделей нелинейного изменения в изучении формировании идентичности в юношеском возрасте.

Название: Мозг, познание, поведение (UES 2 c)

Преподаватели : J. E.Gombert, H.Cousillas и V.Dardier

Распределение: 18 часов лекций

Описание: Иллюстрированный в сфере коммуникации и языка курс будет направлен на нейроанатомические и нейрофункциональные корреляты нормального и патологического поведения. У человека будут выявлены, с одной стороны, феномены приспособления и восстановления (иллюстрированные случаем глухоты после слуховой имплантации), с другой стороны, поведенческие последствия нарушений и инструментального дефицита.

Что касается исследования познавательной способности у животных, темы относятся главным образом к изучению нормального развития и необходимого объема познавательных способностей для вокальной коммуникации участвующей в социальном взаимодействии скворца. Будут обсуждаться свойства и нейрофизиология восприятия и способность пения.

Название: Анализ социальных контекстов (UES 2 d)

Преподаватели: J. - P.Courtial и G.Fleury - Bahi

Распределение: 18 часов лекций

Описание : Будут изложены два аспекта, связанные с социальным контекстом.

1/ место и функции социальной переменной в обработке информации: опросы, полевые эксперименты, анализ дискурса, мультивариативный анализ.

2/ Анализ социокультурной динамики (с участием программ: …) в контексте а/научного исследования, б/ (больничного ухода)

Анализ социального контекста относительно неблагоприятных факторов будет представлен: анализом особых медицинских ситуаций (роды, материнские затруднения, перевоспитание, санитарные, дебрифинг, и тд.: анализ группы больных в Интернете.

Название: Блок дисциплин по выбору (действующий для настоящего времени, обязательное участие) (4 ECTS )

Распределение: 12 часов лекций

Студенты выбирают 1 курс из 2х предложенных ниже:

• Название: Этология (UES 3 a)

Преподаватели: M.Hausberger, M.A.Richard и L.Henry

Распределение: 12 часов лекций

Описание: Представление области изучения и методов Этологии. Анализ этологии социального поведения и индивидуальных представлений.

Данный курс будет проходить в течении двух дней на биостанции Paimpont .

Студенты должны оплатить проживание и питание (по тарифу CROUS).

Название : Нейропедиатрия и детская психиатрия (UES 3 b)

Преподаватели: Resp: S.Nguyen и Y.Halimi

Распределение: 12 часов лекций

Описание: История и принципы клинических случаев в детской психиатрии; основные синдромы в нейропедиатрии (задержка умственного развития, эпилепсия, опухоли...). Психопатология речи, общения и обучения, результаты и стратегии лечения. Трудности процесса обучения (расстройство речи, ди с лексия). Представление одного клинического случая и дискуссия.

Студенты, выбравшие один из 2х модулей могут выбрать другой в друг их ма гистратурах специализации или профессии, которая имеет отношение к тематике их исследования.

Инструменты исследования (курс действителен на настоящий момент, участие обязательно)

12 часов лекций, Рен

Название: И нструменты исследования автоматизированных первоисточников, использование автоматизированных инструментов: «ящик инструментов юного исследователя»

Преподаватели: ( С.Quaireau , E. Jamet, G.Le Maner – idrissi, Y. Noel (Rennes))

Распределение: 12 часов лекций, Рен

Описание : Научная документация: инструменты поиска документов ( psyclit и некоторые другие )

Инструменты научной коммуникации: публикации и представление, устная коммуникация (power point), научное досье.

Аналитическая работа с данными: рассмотрение проблематики и инструментов статистической обработки данных.

3.1.3 – Блок языковых дисциплин ( UEL 1) – 12 часов

Уточнения по условиям данного курса будут позже

3.2 – Семестр 4 (30 ects )

  3.2.1 – Специализация Исследования

Название : UES 4 – Исследовательский отчет (28 ECTS )

  3.2.2 - Изучение языка ( UEL 2) – 4 часа (2 ECTS )

  Уточнения по условиям данного курса будут позже

 

4. СТАЖИРОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗВАНИЯ ПСИХОЛОГА

Принятый 26 декабря 1990 года, Официальный Закон от 3 января 1991, предусматривающий что для того, чтобы называться Психологом, студенты прошедшие Ма гистратуру 2ого года по психологии (экс- DEA ) должны также пройти стажировку в течении 14 недель минимум в той или иной сфере профессии. Студенты которые хотят получить такую возможность должны записаться. Организация стажировки соответствует вышеизложенному. Даная практика должна быть пройдена под объединенным руководством члена доктората и практикующего психолога. Существуют установленные нормы практики (около 6 часов обучения на базе практики). В связи с временным планированием обучения и обязательными курсами, профессиональная стажировка не может быть начата раньше, чем с июля месяца года обучения в Магистратуре 2.

В связи с прохождением практики необходимо сделать доклад, который выносится на комиссию из трех человек, двое из которых – руководители стажировки и третий – назначается ответственным за стажировку докторатом после Совета преподавателей-научных сотрудников. Профессиональная стажировка будет реализована согласно предыдущим моделям утвержденным в 1990 году, Официальным Законом от 3 января 1991 года.

С целью лучшего согласования стажировки с процессом обучения, стажировка должна быть завершена к концу второй экзаменационной сессии г ода обучения в Магистратуре 2.

Кроме того, студенты, желающие подготовиться к данной стажировке приглашаются пройти профессиональный курс в магистратуре по пси х ологии, соответствующей их специальности.

Семинар по подготовке и обеспечению стажировки на звание психолога для желающих сверх общего объема магистратуры: 15 часов семинарских занятий ).

Ответственный в Рене Gerard Guingouain

 

5. ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ, НА КОТОРОМ БАЗИРУЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ

Университет Рен - 2:

Центр исследований в Психологии, Познании и Коммуникации. CRPCC, EA 1285, dir. J.- E.Gombert)

Университет Рен - 1:

(UMR – CNR5 6552 EVE – «Этология-Эволюция-Экология)

Университет Нант :

Психологическая лаборатория: Обучение, Позна ние, Развитие ( EA 3259, dir. A.Florin ) и команда Технологического Исследования в Обучении. ( ERT – E, dir. P.Guimard )

Команда «Психология, Познание, Технология» института Исследования Коммуникации и Кибернетики Nantes ( IRCCyN – UMR CNRS 6597)

 

 

 

 

 
 

 

 
     
Главная | Master 1 | Master 2 | Библиотека | Преподаватели | Дискуссии | Французский язык | Контакты
Hosted by uCoz